Логин
Пароль
Главная Полезное Статьи Автомобильный кузов

Автомобильный кузов

На первый взгляд форм автомобильных кузовов не так много, но это именно на первый взгляд! Седан, универсал, хэтчбек, кабриолет, пикап. Вот, пожалуй, все, что можно вспомнить навскидку. Но если копнуть глубже... Всё оказывается намного сложнее. Ландо, тарга, фаэтон - это вполне реальные автомобильные кузова, а не загадочные слова из кроссворда.

Однако это полбеды! В разных странах одному и тому же названию могут соответствовать разные кузова!!! Даже такое простое, казалось бы, название как «седан» воспринимается людьми из разных стран по-разному, а кое-где и вообще отсутствует (точнее имеет другое название).

Даже происхождение самого термина «седан» до конца непонятно. По американской версии, его исторические корни уходят в Древнюю Грецию, где седаном называлась парадная разновидность паланкина – императорских носилок. Согласно европейской, этот тип кузова получил свое название в честь одноименного французского города, славившегося своими каретных дел мастерами. Однако французы (потерпевшие под г.Седан сокрушительное поражение от немцев) данным термином не пользуются, называя седаны на итальянский манер – berline (от итальянского berlina – «карета»).

Путаница с названиями существует во всём мире. Что касается России, то устаревший отраслевой стандарт ОСТ 37.001.267-83, составленный в далёком 1985 (!), давным-давно пора заменить.

Грань между кузовами разной формы постепенно стирается: взять хотя бы концепты внедорожных родстеров и даже просто серийную Skoda Superb, крышка багажника которой открывается и как у классического седана и как у хэтчбека (вместе с задним стеклом).

Попробуем всё же классифицировать кузова с учетом последних тенденций автомобильной моды и различий в названиях в разных странах. Думаю, правильнее всего будет сделать двухуровневую классификацию.

Итак, начнем с самого распространенного, но при этом самого противоречивого и запутанного названия. С СЕДАНА.

Тип I. Седаны

Да, именно седаны, а не седан! Ибо к ним можно причислить ряд кузовных форм, несколько различных по форме, но схожих по функционалу.

СЕДАН: Закрытый двух или трехобъемный пассажирский кузов с двумя основными рядами сидений и двумя или четырьмя боковыми дверями. Могут также иметь окна в задней стойке (в отличие от универсалов, у которых окна как правило почти прямоугольной формы, форма окон у седанов/хэтчбеков ближе к треугольнику).

ПРИМЕЧАНИЕ: седан также может иметь три ряда сидений и шесть дверей. Долгое время я не мог найти фотографий автомобилей с таким кузовом, пока не увидел случайно на улице, находясь в отпуске! Такой кузов крайне редок и скорее является исключением. Поэтому, остановимся на вышеизложенном определении.


Шестидверный седан Mercedes-Benz можно встретить в качестве такси на Кипре

Справедливости ради, нужно сказать что двухдверные седаны тоже большая редкость, однако они периодически встречаются в модельных рядах автопроизводителей, чего нельзя сказать о шестидверных седанах. Для двухдверных седанов есть несколько других названий, используемых в разных странах:

  • Великобритания: Coach
  • США: Tudor
  • Канада: Tudor
  • Европа: Sportsalon
  • Япония: Sportsalon

1. Седан-нотчбек (sedan-notchback)

В России называется просто седан. Трехобъемный кузов, имеет два основных ряда сидений, четыре двери и горизонтальную крышку багажника.

Примерно с 40-х годов прошлого века утвердился как классический. Большинство легковых автомобилей в мире имеют данный кузов. Седан, как правило, присутствует в модельных рядах всех моделей автомобилей, которые производятся в разных кузовах.


HYUNDAI VERNA - типичный пример современного седана-нотчбека
  • Россия: Седан
  • США: Sedan, Fourdoоr
  • Канада: Sedan, Fourdoоr
  • Австрия: Werdine
  • Швейцария: Werdine
  • Польша: Kareta
  • Чехия: Kareta
  • Великобритания: Saloon
  • Франция: Berline
  • ФРГ: Limousine
  • Италия: Berlina
  • Корея: Sedan

2. Седан-хардтоп (sedan-hardtop)

«Hardtop» в переводе с английского – «жесткий верх». Трехобъемный кузов, Имеет два основных ряда сидений, четыре двери и горизонтальную крышку багажника. Отличие от нотчбэка в отсутствии боковой стойки между передней и задней дверями.

Были распространены в США в середине прошлого века. В современном автомобильном мире седан-хардтоп - довольно редкий представитель. В основном - из-за низкой жесткости крыши.


Концепт CADILLAC SIXTEEN один из рекдих экземпляров седана-хардтопа
  • Россия: Седан
  • Европа: Sedan-Hardtop
  • США: Sport-Sedan

3. Хетчбек (hatchback)

Хетчбек – от английского «hatch» – «люк» и «back» – «задний». Двухобъемный кузов, имеет два основных ряда сидений, четыре двери и покатую заднюю дверь. Хотя функционально он предназначен для перевозки как пассажиров, так и груза (при сложенных задних сиденьях), используется в основном для перевозки пассажиров.

Данный тип кузова появился сравнительно недавно (Renault 16 – первый «официальный» хетчбек – появился в 1964-м, а уже в 1966 он стал «автомобилем года»), однако находится на втором месте по распространенности после классического седана. Распространен в основном в Европе.

Иногда (например у VOLKSWAGEN GOLF), задняя дверь хетчбека расположена почти вертикально (как у универсалов), однако по компановке это именно хетчбеки, т.к. багажное отделение практически отсутствует.

Также в кузове хетчбек обычно выпускаются небольшие городские кроссоверы.


RENAULT 16 - первый хетчбек в мире

VOLKSWAGEN GOLF: хетчбек, хоть и похож внешне на универсал
  • Россия: Хэтчбек (Комби)
  • Корея: Sedan
  • Великобритания: Hatchback
  • США: Hatchback
  • Япония: Hatchback
  • ФРГ: Heckklappenlimousine (Kombi)
  • Польша: Kombi
  • Австрия: Hegkleppen
  • Швейцария: Hegkleppen
  • Голландия: Hegkleppen

4. Лифтбек (liftback)

Этот кузов мало отличается от вышеупомянутого хэтчбека. Отличие заключается в наличии «ступеньки» на задней двери, что делает лифтбек в профиль похожим на седан-нотчбек. Данный тип кузова нигде не классифицирован, поэтому может называться и седаном (Chery Amulet), и хэтчбеком (Nissan Primera P11), и лифтбеком (Toyota Avensis), и комби (ИЖ Комби), и т.д.

Есть мнение, что первоначально применять данный термин стали именно тойотовцы, а потом он стал использоваться и для других авто.


TOYOTA AVENSIS - в профиль - почти седан-нотчбек

5. Фастбек (fastback)

Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей. Фактически является предшественником хэтчбека.

Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время эта форма кузова не применяется из-за плохого заднего обзора и низкой функциональности. На смену фастбекам пришли хэтчбеки.

  • ФРГ: Fliessheck

ГАЗ-М-20 "ПОБЕДА" - самый настоящий фастбек!

Тип II. Универсалы и фургоны

Эти два типа кузовов я намеренно объединил в одну группу. Дело в том, что они очень схожи по назначению, а в последнее время грань между ними вообще практически стёрлась.

Универсал или фургон: одно- двухобъемный кузов с задней дверью (дверями), имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд (ряды) сидений складывающийся). Крыша у универсала (фургона) оканчивается почти отвесной задней стенкой кузова, в которой расположена задняя дверь (двери).

Авторство универсала приписывается американцам, которые, к слову сказать, и являются основными «потребителями» таких автомобилей. Сегодня на США и Канаду приходится около 60% всех продаж универсалов.

Львиная доля внедорожников также имеет этот тип кузова, хотя у прародителей «джипов» был открытый кузов со складывающимся брезентовым верхом, а большинство кроссоверов из-за практически полного отсутствия багажного отделения, являются хетчбеками.

В классическом универсале все пассажирские сиденья должны демонтироваться (либо складываться), образуя грузовую площадку внушительных размеров. Часто в багажном отсеке полноразмерных универсалов (как правило, в больших внедорожниках) предусмотрен дополнительный ряд сидений (такие автомобили обычно имеют в названии модели «7-seaters», что значит 7-местный), иногда расположенный против движения, или пара страпонтенов – откидных сидений-времянок вдоль бортов. Существуют даже 9-местные модификации (например у Toyota Land Cruiser), которые относятся уже к категории D.


Дополнительный ряд сидений привутствует в минивэнах и полноразмерных внедорожниках

1. Универсал (wagon)

Двухобъемный кузов с 2-5 дверями и вертикальной задней (т.н. нечетной) дверью, открывающейся вверх (люк багажника в данном случае объединён с задним стеклом).

Американцы как правило не считают заднюю дверь (отсюда бывают двух- и четырёхдверные универсалы), а европецы – считают (соответственно кузова имеют три и пять дверей).

Универсал вполне оправдывает свое название. Этот кузов вполне можно считать универсальным. И на деловую встречу съездить не стыдно и картошку с дачи привезти можно.


Универсалы обычно длиннее аналогичных моделей в кузове седан или хетчбек
  • США: Station Wagon
  • Великобритания: Estate Car, Shooting Brake
  • Франция: Break, Estate
  • ФРГ: Kombilimousine, Kombi
  • Польша: Kombi
  • Италия: Giardinera, Familiare, Giardinetta

Но не только в разных странах, но даже разные автопроизводители используют разные названия для обозначения кузова-универсала:


При сложенных задних сидениях объём багажного отделения довольно внушителен
  • Audi: Avant
  • Volkswagen: Variant
  • Ford: Tournir
  • Opel: Caravan
  • Renault: Grandtour
  • Nissan: Traveller
  • Honda: Aerodeck
  • Rover: Tourer
  • Peugeot: добавляют к названию модели "SW"

2. Универсалы повышенной вместимости: компактвэн (compactvan) и минивэн (minivan)

По сути компактвэн и минивэн – это практически одно и тоже. Такие автомобили вместе с фургонами именуются коммерческими. Могут иметь сдвижные задние боковые двери.

Если универсал имеет покатое ветровое стекло, составляющее плавную линию с капотом (например Renault Espase, Pontiac Trans Sport), то такой однообъёмный кузов как правило называют минивэн (minivan) или даже просто van. Последний термин не совсем правильный, т.к. van – это фургон и имеет некоторые отличия (фургон предназначен для перевозки грузов и обычно двухобъёмный). Такие автомобили несколько больше простых легковушек.

Если универсал имеет «высокую» крышу – как правило над задней частью автомобиля – (например Renault Kangoo, Citroen Berlingo), то такой кузов как правило называют компактвэн (compactvan). Построены они на шасси легковых авто (VW Caddy – шасси VW Golf).


минивэн RENAULT ESPACE

3. Кроссовер (crossover) или универсал повышенной проходимости

Кроссоверы (их ещё часто называют "паркетники") - те же универсалы, но имеющие полный привод (как правило это подключаемый полный привод, может быть и передний), усиленную но независимую подвеску и слегка увеличенный дорожный просвет. Лучший пример – Audi Allroad (практически та же Audi A6 Avant, но имеющая вышеперечисленные отличия) или Volvo V70 CrossCountry (впоследствии Volvo XC70). К кроссоверам также можно отнести т.н. городские "внедорожники" (Toyota RAV4, Nissan Qashqai и другие).

Такой автомобиль больше подходит для лазанья по городским бордюрам. Для серьезного бездорожья он не годится.

В последнее время (в связи с повальным увлечением автопроизводителей кроссоверами) практически все они изготавливаются в кузове хэтчбек. Однако по функционалу они ближе к универсалам, чем к хэтчбекам, да и исторически кроссоверы "выросли" именно из универсалов. Типичный представитель - Nissan Qashqai.


VOLVO XC70 - один из первых кроссоверов. Почти внедорожник, но именно - почти

NISSAN QASHQAI. На бордюре запарковаться сможете, а вот реку вброд переехать вряд ли

4. Внедорожник (off-road vehicle)

Как правило внедорожные автомобили имеют кузов «универсал» (хотя встречаются и редкие исключения: так Suzuki Vitara выпускалась в кузове, который можно было бы отнести разве что к купе...). В отличие от обычных легковых универсалов они построены на раме, а не с несущим кузовом, имеют постоянный полный привод (может быть и задний) и зависимую подвеску с неразрезными мостами.


LAND ROVER DEFENDER - один из последних "Настоящих" внедорожников

Нечетная дверь может открываться по-разному:


Дверь открывается вверх (петли сверху). Как у обычного универсала

Дверь открывается в сторону (петли с одной стороны). Как обычная дверь. Используется когда запасное колесо крепится прямо к двери, либо к каркасу

Распашные двери (петли с двух сторон). Считаются самыми удобными для покорения серьёзного бездорожья

Двери распахиваются вверх/вниз (петли сверху и снизу) делает внедорожник схожим с пикапом или грузовиком

Также у некоторых моделей окно нечетной двери может отдельно открываться или опускаться как в обычной двери.

5. Фургон (van)

Классический фургон – это закрытый кузов с одним рядом сидений и перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов (Москвич-2734). Классические фургоны сейчас редкость, по крайней мере – с перегородкой. Поэтому стоит, думаю, смягчить определение и убрать требование наличия перегородки.


Классических фургонов сейчас практически не встретить. Вспомните как они выглядят. МОСКВИЧ-2734
  • ФРГ: Kastenwagen
  • Франция: Fourgonette

В последнее время распространены грузопассажирские фургоны без перегородки, с боковыми окнами и съемными сиденьями. По функциональным особенностям более тяготеют к универсалам. Согласно принятой в статье терминологии, их следует относить к минивэнам/компактвэнам.

Фургоном сейчас можно назвать только автомобили типа ГАЗелей, Sprinter’ов, Transporter’ов и т.д.

Тип III. Кузова со съёмной (складывающейся) крышей или частью крыши

Автомобили с открытым верхом всегда привлекают много внимания. Особенно в России, где такие автомобили довольно редки из-за особенностей климата и могут использоваться лишь несколько месяцев в году.

Путаницы здесь не меньше, чем с седанами... По общепринятой международной классификации кузов кабриолет оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами (фактически это кузов фаэтон в нашей терминологии). Немцы же называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета.

Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами (чаще всего со сдвижной мягкой крышей), торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между окнами боковой стены.

1. Родстер (roadster)

Пассажирский двухместный кузов со складывающимся мягким тентом.

  • Италия: Spider

Родстер-суперкар PAGANI ZONDA

2. Кабриолет (cabriolet)

Пассажирский кузов с двумя рядами сидений, мягким складывающимся тентом, опускающимися боковыми окнами и без боковой стойки между передней и задней дверями. Фактически это седан-хардтоп либо (чаще всего) купе со складным мягким верхом. Двери не имеют рамок вокруг окон и стёкла дверей опускаются полностью.


Двухдверная версия кабриолета от AUDI

Четырёхдверный кабриолет от MECEDES-BENZ

3. Кабриолет-хардтоп (cabriolet)

Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей. В настоящее время встречаются редко. Сейчас автомобили, в основном, имеют жесткую не съемную, а складную крышу (так называемые купе-кабриолеты), но их следует отнести скорее к категории купе.


Skoda Felicia (Type 994) 1959-1964 годов выпуска с установленной крышей

Skoda Felicia (Type 994) 1959-1964 годов выпуска со снятой крышей

4. Фаэтон (phaeton)

Название происходит от имени персонажа греческой мифологии Фаэтона – сына бога солнца Гелиоса. Фаэтон первоначально – конный экипаж с открывающимся верхом. Затем данное название стало применяться по отношению к автомобилям, имеющим 4-6-местный пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами. В основном это так называемые "парадные" автомобили.


Красавец ЗИЛ-111Д! Без комментариев...

5. Фаэтон-универсал (phaeton)

Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).

Несмотря на столь экзотическое название, данные автомобиля нам хорошо знакомы. Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 (он же "Козёл") и ЛуАЗ-969.


Знаменитый "Козёл". Помимо того, что он фаэтон-универсал, плюс ко всему еще и внедорожник!

6. Брогам (brougham)

Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений (или без нее). До появления автомобиля так именовались экипажи с аналогичной конструкцией.

  • Франция: Coupe de Ville

BUGATTI TYPE 41 COUPE DE VILLE 1929 года

7. Ландо (Landaulet)

Название ландо (ландоле) просходит от Landau – город в Баварии (Германии), где с XVII века начали изготавливаться экипажи под названием «ландо». Первоначально – четырехместная карета с открывающимся верхом на эллиптических рессорах; сейчас – пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над двумя рядами сидений из трех (в начале прошлого века) или над задним рядом сидений (в настоящее время).

Сейчас автомобили, выполненные в таком кузове - редкость. Но иногда использование кузова ландо необходимо. Например в MAYBACH 62S LANDAULET кузов ландо вместо кабриолета использован не спроста. Ландо (особенно при длине автомобиля более 6 метров) обеспечивает на порядок большую жесткость.


В MAYBACH 62S LANDAULET ландо вместо кабриолета использован для обеспечения жесткости

8. ТАРГА (TARGA)

Пассажирский кузов со съемной средней частью крыши. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая «Т-образная» крыша – с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины.

Для чего конструкторы BUGATTI VEYRON TARGA выбрали именно кузов тарга - загадка. Вероятно не нашли места для складной крыши, которая на таком автомобиле смотрелась бы намного выигрышнее. Но зато это один из редких представителей автомобильного мира в таком кузове.


BUGATTI VEYRON TARGA один из редких автомобилей в кузове тарга

9. Баркетта (barchetta)

Пассажирский кузов без крыши, с одним рядом сидений и двумя боковыми дверями. В отдельных случаях боковые дверные проемы в машине могут отсутствовать. Лобовое стекло выполняется минимальным по высоте, складным или может отсутствовать.

Данный тип кузова характерен в основном для мелкосерийных спорткаров, например различные модели Ceterham или Ferrari 360 Barchetta.


CATERHAM - яркий пример автомобиля с кузовом баркетта

Тип IV. Купе (coupe)

1. КУПЕ (COUPE)

От французского «couper» – «отрезать». Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений. Поскольку понятие «стесненный» неоднозначно, проще будет сказать, что купе – это автомобили сделанные по формуле 2+2. То есть 2 полноценных места спереди и два места, которые годятся разве что для детей, сзади (тот, кто хоть раз ездил на заднем седенье в автомобиле-купе, всё поймёт сразу). Крышка багажника у купе дверью не является, то есть через багажник проникнуть в салон нельзя. Такие модели кузова зачастую используются в спортивных автомобилях.

  • ITA: Gran Turismo

Разместиться на заднем сиденье TOYOTA CELICA большая проблема

2. Хартоп-купе (hardtop-coupe)

«Hardtop» в переводе с английского – «жесткий верх». Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах и без рамки вокруг окон дверей. В наше время – большая редкость. Типичные представители – американские автомобили 60-70х прошлого века. Как и седаны-хардтопы из-за низкой жесткости крыши в серийных моделях не встречаются, т.к. не удовлетворяют требованиям жёсткости кузова при опрокидывани.


CHRYSLER 300 HARDTOP COUPE BJ. 1966 года: автомобиль из старых американских фильмов

3. Купе-кабриолет (coupe-cabriolet)

Пассажирский кузов со складной жесткой крышей и отсутствующими боковыми стойками при опущенных окнах и без рамки вокруг окон дверей. Купе при сложенной крыше превращается в кабриолет.

Сочетает в себе преимущества двух различных кузовов: купе и кабриолет соответственно. Но за всё надо платить. В таких моделях практически отсутствует багажник.


PEUGEOT 307CC: 2 в 1. Сложили крышу - кабриолет, подняли - купе

Тип V. Лимузин (limousine)

От названия исторической провинции Лимузен во Франции. На дорогих автомобилях начала ХХ века водитель располагался вне салона (такой кузов назывался лимузином).

Сейчас лимузин – трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений, имеющий перегородку за первым рядом сидений, с открывающимся окном. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений либо складной, либо расположен спиной к направлению движения. Именно наличие перегородки, а также расположение и тип сидений среднего ряда отличает лимузин от шестидверного (с тремя рядами сидений) седана.

Немцы называют лимузинами седаны, а лимузины – пульманами.

  • ФРГ: Pullman
  • Швеция (?): Pullman

MERCEDES-BENZ PULLMAN - почти как у президента...

Тип VI. Бескапотный кузов

Однообъемный грузопассажирский кузов, с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля. Это одно из основных его отличий от фургона и минивена. Также от фургона его отличает то, что автомобили бескапотной компановки предназначены в основном для перевозки пассажиров (как и минивены), а фургоны - для грузов.

Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования.

Типичный пример – всем известные РАФ'ики (РАФ-2203) и "Буханки" (УАЗ-3909), а также маленькие азиатские автомобильчики (иногда их называют микровэнами) типа Daewoo Damas.


Позабытый РАФ-2203. Когда-то заменял ГАЗель в качестве маршрутки и "скорой"

Тип VII. Пикап (pick-up)

От английского – «pick up» – «поднимать». Грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой платформой для перевозки грузов. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме 2+1, 2+2 или 2+3. У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. в Европе практически не продаются . Основные потребители рынка пикапов (как и универсалов) американцы. Называют они их грузовиками (truck), хотя судя по их размерам (например Chevrolet Avalanche) они таковыми и являются.


MITSUBISHI L200. 2-дв. вариант. У нас не продаётся, но в природе существует

HONDA RIDGELINE - настоящий "грузовик"!
  • США: Truck, SUT (Sport Utility Truck)
  • Канада: Truck, SUT (Sport Utility Truck)

PS: Часто тип кузова указывается в названии модели автомобиля: Peugeot 307CC - купе-кабриолет, Bugatti Coupe de Ville соответственно - брогам и т.д.

А чтобы окончательно Вас запутать, приведу в пример несколько моделей, названия которых не более, чем красивые названия и ничего общего с кузовом они не имеют. Итак:

  • Cadillac Coupe de Ville - обычный кабриолет.
  • VW Phaeton - седан.
  • VW Passat CC - тоже седан.
  • Lada 112 Coupe - трёхдверный хэтчбек, т.к. одна из основных особенностей кузова купе - невозможность попасть через заднюю дверь в салон. Хотя по стесненности заднего ряда сидений это все же купе.

x0pek,
24.04.2009 (редакция от 01.07.2016)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Все права на изображения принадлежат их владельцам, за исключением фотографий, принадлежащих VINformer.SU.
Перепечатка (частичная или полная) - только с разрешения и с обязательным размещением ссылки на VINformer.SU.